РУКОПАШНЫЙ БОЙ И САМООБОРОНА |
||||||||
|
||||||||
В
этом разделе сайта
размещена информация об истории и характерных
особенностех
некоторых видов единоборств, стилей и школ. Для системности выкладываемого материала информация взята из справочника А. Е. Тараса. Боевые и спортивные единоборства - Мн.: Харвест, 2002г. |
||||||||
ДЗЮДО Боевое и спортивное единоборство, которое создал в 1882 — 1887 гг. японский педагог Кано Дзигоро (1860—1938). Является самым известным и популярным в мире видом восточных единоборств. Из истории дзюдо В 1877 г. Кано поступил в Токийский университет и одновременно начал изучать дзю-дзюцу. В 1877—79 гг. он учился у мастера Фукуда Хатиноскэ из школы Тэнсин-синъё-рю; в 1879—81 гг. у мастера Исо Масатомо той же школы; в 1881 — 82 гг. у мастера Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю. Все трое учителей Кано были очень старые, занятия у каждого из них прекращались в связи со смертью учителей. Кано позже вспоминал об этом периоде ученичества и поисков следующим образом: «Я изучал искусство дзю-дзюцу у знаменитых мастеров позднего феодализма, которые были еще живы в пору моей юности. Их наставления обладали большой ценностью, гак как являлись результатом долговременного опыта. Однако все эти наставления давались не в виде разъяснения способов практического приложения некоего всеобъемлющего принципа, но лишь как независимые изобретения отдельных специалистов. Обнаруживая различия в технике, я часто оказывался в затруднительном положении, не зная, что здесь верно, а что нет, и чему следовать предпочтительнее. Такая ситуация привела меня к мысли о необходимости более тщательно изучить предмет». Кано приобрел на деньги отца редкие трактаты, излагающие теорию школ дзю-дзюцу Сэйго-рю, Сэкигути-рю, а также Кито-рю. Наследие последней из трех, видимо, сыграло решающую роль в оформлении его теоретической платформы. Во всяком случае, в июне 1882 г. у Кано появился первый ученик. Свое додзё при храме Эйсё в Токио, Кано назвал Кодокан (Храм постижения Пути). В августе того же года у него были уже 6 учеников, и в это же время появился седьмой — знаменитый Сида Сиро (он же Сайго Сиро, он же Сугата Сансиро; 1868—1922). Итак, основополагающий принцип был определен: "Этот принцип наиболее эффективное использование духовной и физической энергии в достижении конкретной цели». Впрочем, различия между «старым» дзю-дзюцу и «новым» дзюдо были незначительны, по крайней мере в том, что касалось техники. Сам Кано отмечал: «Дзю-дзюцу я трактую как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии, а дзю-до — как путь и принцип этого использования». Современные японские исследователи (например, Обата Тосисиро) смотрят на дело очень просто: у 22-летнего Кано не было «мэнкё кайдэн». Поэтому ему для открытия собственного додзё понадобилось заявить во всеуслышание о том, что он не продолжатель традиции какой-то конкретной школы дзю-дзюцу, а создатель совершенно новой. Однако такое мнение и верно, и ошибочно сразу. Возможно, что Кано действительно поначалу не ставил перед собой глобальных задач, и не мечтал ни о чем ином, кроме как о собственной школе. Но он очень быстро пришел к идее, ставшей вторым главным принципом дзюдо: это идея всеобщего благоденствия. Вот как ее определял сам Кано: «Наиболее результативное приложение силы применительно к усовершенствованию общественной жизни (равно как и в деле достижения гармонии тела и духа) путем изучения практики нападения и защиты, требует прежде всего согласия между всеми членами общества, а этого можно добиться лишь за счет взаимопомощи и взаимных уступок, ведущих к взаимному благоденствию». Таким образом, главной целью Кано Дзигоро стало решение задач морального, нравственного воспитания через практику единоборства. Как всегда бывает в таких случаях, новшества Кано были довольно враждебно встречены руководителями ряда школ дзю-дзюцу. Они публично обвиняли Кано в отсутствии должного мастерства, называли его книжным червем, отбивающим учеников у подлинных мастеров боевых искусств. Но, несмотря на вопли завистников и недоброжелателей, успех школы Кодокан был очень велик. Во-первых, в 1889—92 гг. в серии поединков с представителями «старых» школ дзю-дзюцу, дзюдоисты доказали свое полное превосходство над ними. Справедливости ради надо отметить, что в соответствии с правилами турниров как тем, так и другим запрещалось использовать приемы, наиболее эффективные в реальном бою — такие, как воздействие на болевые точки, удары руками и ногами в самые уязвимые места человеческого тела (глаза, горло, половые органы), нельзя было ломать пальцы и т.д. Фактически спор о «превосходстве» упирался в ту же проблему, которая существует сегодня: если исключить применение смертельных и костоломных приемов, то спортсмены почти всегда будут побеждать «уличных бойцов»; яркий пример — так называемое Грэйси дзю-дзюцу. Однако все представители Кодокана закрывали глаза на данное обстоятельство. Они систематически твердили о том, что старые стили дзю-дзюцу принципиально уступают дзюдо. Более того, дзюдоисты нагло утверждали, что японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили. что им придется забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала согласно научной системе Кано. Обладатель первого дана по любой (!) старой школе беспомощен (!) перед прилежным рядовым учеником Кано». Во-вторых, оголтелая реклама дзюдо привлекла внимание «широкой публики», включая иностранцев. К 1905 г. вышли несколько книг на английском языке, посвященных системе «джиу-джитсу мистера Кано». Как бы там ни было, Кано достиг больших успехов в области воспитания молодежи и добился признания своего вида единоборства как основы системы физической подготовки в японской школе, полиции и армии. Его мало волновало то, что у дзюдо много ограничений и то, что оно плохо подходит для жестокого боя насмерть. Он решал другие проблемы. С течением времени дзюдо все больше и больше становилось спортом, хотя сам основатель специально к этому не стремился. «Жесткое» дзюдо сохранялось лишь в армии и полиции. В 50-е годы оно окончательно превратилось в чисто спортивное единоборство, практически неэффективное в реальном поединке. Решающими факторами для достижения победы стали грубая сила и мелкие хитрости в пределах, разрешенных правилами соревнований. Кроме самого Кано Дзигоро и Сайго Сиро, прозванного «гением дзюдо», большую известность получили еще два человека. Первый — Мифунэ Кюдзо (1883—1965), обладатель 10-го дана, считавшийся непобедимым. Его ученик, голландец Антон Геесинк стал в 1961 г. первым не японцем — чемпионом мира по дзюдо. Второй — это Кавайси Микиносукэ (1899—1969), работавший тренером в Англии и во Франции с 1933 г. Его заслуженно называют «отцом» европейского дзюдо, так как почти все «черные пояса» европейцы-дзюдоисты до 1947 г. были его учениками. Техника дзюдо Фактически, подавляющее большинство известных в традиционном дзю-дзюцу болевых приемов на кисти и пальцы рук, ударов руками и ногами (и даже подсечки) не вошли в систему Кано. Он считал их слишком опасными, способными серьезно травмировать занимающихся дзюдо. К 1905 г. система Кано включала около 150-и так называемых «приемов» (вадза), тогда как, например, в одной только школе Дайто-рю число приемов достигало 350. Кроме того, в школе Кодокан были введены новые правила соревнований, которые сократили до минимума опасность травматизма, но одновременно ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства до уровня спорта и спектакля на публику. Техника классического дзюдо включает следующие
разделы:
Именно в практике парных ката Кано Дзигоро видел путь к гармоничному развитию партнеров и к достижению «взаимного благоденствия». А. Е. Тарас |