РУКОПАШНЫЙ БОЙ И САМООБОРОНА |
||||||||
|
||||||||
В
этом разделе сайта
размещена информация об истории и характерных
особенностях
некоторых видов единоборств, стилей и школ. Для системности выкладываемого материала информация взята из справочника А. Е. Тараса. Боевые и спортивные единоборства - Мн.: Харвест, 2002г. |
||||||||
САМБО (САМозащита Без Оружия) Самбо, это вид единоборства, возникший в результате соединения японской техники дзю-дзюцу и дзюдо с техникой западного происхождения: вольно-американской борьбой (кэтч), французской (греко-римской) борьбой, английским и французским боксом. Первым среди создателей самбо надо назвать В.А. Спиридонова (1883—1943). Он в 1922—33 гг. разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику рукопашного боя (самообороны) на основе японского дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также «бытовой драки». Всю
технику боя он сгруппировал по семи разделам: Ее технический арсенал включал удары руками из английского бокса, удары ногами из французского бокса, болевые приемы на суставы рук и удушения из японского дзю-дзюцу. Вес приемы следовало проводить в стойке, борьба в партере не предусматривалась. Тренировочный костюм включал борцовское трико, поверх которого надевали куртку типа короткого френча с пришитым поясом. Обувью служили ботинки военного образца. Второй создатель самбо, это В.С. Ощепков (1892—1937). В 1911 — 14 гг. он прошел курс обучения дзюдо в Кодоканс, у Кано Дзйгоро и получил из рук патриарха степень 2-й дан. В 1922—-1925 гг. Ощепков, сотрудничавший с советской военной разведкой, находился в Китае (в Маньчжурии), где познакомился с некоторыми стилями ушу. А с лета 1929 по сентябрь 1937 гг. (он был убит в тюрьме через 10 дней после ареста под ярлыком «враг народа»), Ощепков жил в Москве, часто выезжая в Ленинград. В этих городах он пропагандировал дзюдо среди командного состава армии, а также среди студентов Центрального института физкультуры и профессиональных спортивных работников. В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощепков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц. В
основном, он проводил двухмесячные семинары. Их программа включала три
раздела: Во время демонстрации приемов на Ощепкова нападали одновременно несколько «противников», которые его рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, резали кинжалом, стреляли в упор из пистолета. И все это было почти всерьез — использовался боевой штык, остро отточенные нож и шашка, патроны с капсюлем. Его показательные выступления производили такой фурор, что дзюдо включили в программу обучения студентов физкультурных вузов и техникумов, а некоторые приемы вошли в комплекс ГТО. В 1932 г. Центральный институт физической культуры выпустил сборник, в котором кратко изложил систему «вольной борьбы» на основе дзюдо, в том числе подготовительные упражнения, страховку, правила соревнований и т.д. В отличие от классического дзюдо. Ощепков изменил униформу занимающихся, устранил японские ритуалы, жесткое татами заменил толстым мягким ковром, дополнил технику дзюдо некоторыми приемами европейского и китайского происхождения. Сравнивая системы Спиридонова и Ощепкова, надо признать, что вторая была более «спортивной», более доступной для массового распространения. В конце 30-х годов В.П. Волков, занимавшийся в разное время как у Спиридонова, так и у Ощепкова, впервые соединил элементы обеих систем в рамках единого учебного курса, изложенного им в пособии для школ НКВД (1940). Отталкиваясь от этого фундаментального труда, А.А. Харлампиев (1906—1979) продолжил работу в данном направлении, итоги которой были изложены в его большой книге «Борьба самбо» (1949). Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные броски, приемы защиты от вооруженного противника. Тем самым он разделил самбо на спортивный вариант «борьбы в одежде» (который впоследствии стал международным видом спорта) и на боевой вариант (его Харлампиев изложил в 1 книге «Борьба самбо — специальные приемы», изданной в 1952 г. министерством обороны СССР под грифом «для служебного пользования»). Спортивный вариант очень быстро приобрел все условности и ограничения спорта. Боевой вариант столь же быстро распрощался с названием самбо и стал «рукопашным боем», эклектичной системой, впитывавшей в себя самые разнообразные влияния и веяния. В данной связи надо отметить, что помимо Спиридонова, Ощспкова, Харлампиева и Волкова, были и другие специалисты, внесшие свой вклад в развитие боевого варианта самбо, т.е. советского рукопашного боя. Например, Н.Н. Ознобишин (1892-1942) в 1930 г. опубликовал книгу «Искусство рукопашного боя». которая во многих отношениях не утратила своей ценности до сих пор. В ней автор предложил систему рукопашного боя для сотрудников НКВД и гражданских лиц, построенную из приемов английского и французского бокса, вольно-американской борьбы кэтч и японского дзю-дзюцу. Большой популярностью в свое время пользовались разработки К.Т. Булочко и Н.Н. Симкина. К началу 50-х гг. сложились два основных направления в боевом самбо (или, что то же самое, в советском рукопашном бое) — полицейское и армейское. Первое предназначалось для сотрудников органов госбезопасности и внутренних дел. Поскольку их главной целью практически всегда являлось обезору¬живание и задержание противника, постольку техника схватки была основана на захватах, бросках, болевых рычагах и выкручиваниях, удушениях. Удары руками и ногами применялись весьма ограниченно. Второе направление предназначалось для военнослужащих, главной целью которых в большинстве случаев является уничтожение противника. Поэтому здесь на первый план вышли приемы работы ножом, штыком и различными подручными предметами (например, малой саперной лопатой), а также удары конечностями. Бросково-болевая техника в данном случае играет вспомогательную роль. Школы гражданской самообороны создавались и создаются в СССР/СНГ на основе того и другого направления. А. Е. Тарас |