РУКОПАШНЫЙ БОЙ И САМООБОРОНА |
||||||||
|
||||||||
В
этом разделе сайта
размещена информация об истории и характерных
особенностех
некоторых видов единоборств, стилей и школ. Для системности выкладываемого материала информация взята из справочника А. Е. Тараса. Боевые и спортивные единоборства - Мн.: Харвест, 2002г. |
||||||||
ЦИГУН БОЕВОЙ «Боевой», или «жесткий» цигун — это один из традиционно используемых в ушу методов вспомогательной тренировки. Официально термин «жесткий цигун» был утвержден в 1976 г. на Всекитайской конференции по цигуну. До того подобные методы были известны под названием «железная рубаха», «нож и ружье не берут», «накидка золотого колокола», «железная ладонь» и т.п. Однако все разновидности жесткого цигуна основаны на закаливании поверхности тела (натиранием, щипками, ударами и т.п.) и к выработке умения перемешать внутреннюю энергию «ци» в любую часть тела. Тем самым достигается, во-первых, способность противостоять огромному давлению и выносить удары острых предметов; во-вторых, способность разламывать или пробивать твердые предметы, выводить из строя внутренние органы человека и животного. Соответственно, методы жесткого цигуна делятся на защитные и атакующие. К защитным относятся «железная голова», «железная грудь», «железный живот», «железная спина», «железная промежность». Атакующие — это «железный кулак», «железная ладонь», «орлиные когти», «алмазные пальцы», «железные руки» (имеются в виду предплечья), «железные колени», «железные стопы». Обычный порядок тренировки жесткого цигуна
включает шесть этапов, или «шагов»:
После длительных занятий тренируемая часть обретает способность выдерживать сильное давление и колюще-режущие удары. Строгого научного объяснения эффекта занятий цигуном нет до сих пор, хотя само явление современная наука уже не отрицает. Известно, правда, что внешнее восприятие его феноменов не всегда соответствует происходящему на самом деле. Так, согласно объяснениям одного из мастеров системы «золотой колокол», на самом деле нож разрезает кожу, но тренировка цигун позволяет мгновенно остановить кровотечение, что создает впечатление неуязвимости при ударе ножом. Несколько общих замечаний. Очень многие путают такие понятия как «цигун» и «нэйгун». «Цигун» в переводе с китайского означает «работа с ци», то есть именно оперирование с внутренней энергией. «Нэйгун» — это «внутренняя наработка», то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, «наработка легкости» - искусство легких прыжков и беганья по стенам, «наработка тяжести» — выработка устойчивости позиций (то что называют «врастанием в землю»), и т.п. Такие методики могут использовать работу с «ци», а могуг и не использовать. В боевых искусствах цигун используется в двух направлениях — применительно к тому, чтобы сделать тренировки более эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику. Самое простое применение цигуна по отношению к себе — это работа с «ци» для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля саньхуан паочуй о методах укрепления ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию «столбового стояния» и, прикрыв глаза, заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока «ци» не наполнит ноги и не поднимется до даньтяня. А в трактате «Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства» говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет «сочиться сквозь поры тела». Западные поклонники рукопашного боя могут смеяться над этими «причудами», но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю — любители, а не профессионалы, которые занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держа его в другой руке, или без всякого ущерба для здоровья их поднимают на воткнутом в живот трезубце. Примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов (таолу). и это не случайно. Постепенно время регуляции организма сокращается, а «включателем» для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации исполнение одного такого действия мгновенно переводит организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние. Самое известное применение внутренней энергии в боевых искусствах — для усиления удара. Его использование сравнимо с применением кастета. Как ответил основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань на вопрос ученика, «нанесение удара с использованием внутренней энергии базируется на нанесении удара с помощью силы». В китайском ушу обычно выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе — удар с помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь. Понятия цзин, ци и шэнь встречаются в любой теоретической работе по цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от рождения, однако с помощью специальных методик одни субстанции можно перегонять в другие. В ушу под цзин понимают силу, идущую «от костей и сухожилий», комплексное усилие всего тела, в противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей проявляться даже если тело неподвижно. Считается, что ученик овладевает выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые «три внешние координации», то есть «координируются движения плеч и бедер, координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей рук и стоп». Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми своими возможностями (см. определение ци в «диммак»). Это достигается уже за более длительный срок, необходимо овладение «тремя внутренними координациями». Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы одушевленным, это уже не рядовой удар, а своего рода произведение искусства. Особым видом боевого цигуна являются методы, направленные на выработку «испускания внешнего ци». Это умение направлять поток внутренней энергии на внешний объект. Им обладают немногие, оно требует длительных специальных тренировок. Теоретическое определение таково: путем длительных тренировок с использованием какою-либо метода цигуна гармонизировать «внутреннее ци» человеческого организма, накопить его внутри тела, а в нужное время (используя определенные биологически активные точки) испускать его наружу. Ряд лет назад в Красноярске это искусство демонстрировал мастер Чжан Цзюньци из Сианя, который занимался по школе цигун «испускание ци сквозь указательный палец» и по приглашению Красноярской краевой ассоциации Шаолиньцюань вел группы цигуна. Для красноярского телеканала «Афонтово» он согласился провести публичную демонстрацию своего искусства. Дело происходило в обычном спортзале, в демонстрации приняли участие все желающие — как из числа занимающихся в группе, так и случайные люди — всего человек 30. Чжан предупредил, что он не намерен испускать полные «боевые» порции ци, что это только демонстрация, и потому как только кто-либо почувствует что ему трудно стоять и хочется упасть — пусть тут же садится на пол. После этого он начал с короткими промежутками производить «выстрелы» по толпе (по крайней мере так это смотрелось — он вытянул в сторону зрителей руку с выпрямленными указательным и средним пальцами, и каждый раз когда он со звуком «ц!» содрогался, в толпе кто-нибудь опускался на пол). После того, как на полу оказались человек 15, устроители сказали, что для демонстрации достаточно, но тут один из случайных участников с вызовом заявил, что он так ничего не почувствовал и потому ни во что это не верит. Чжан подошел на несколько метров и произвел в него еще один «выстрел» — никакого эффекта. Тогда Чжан спросил, действительно ли тот хочет почувствовать эффект и в порядке ли у него сердце и печень. Получив утвердительный ответ на оба вопроса, Чжан тут же произвел «выстрел» по полной программе. Парень как подкошенный рухнул на месте в скрюченном положении — у него свело все мышцы. Странное искусство. Однако для овладения им нужны многие годы занятий, а применение его в бою сравнимо с использованием однозарядных пистолетов: после выстрела из одного надо доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на дистанцию рукопашного контакта. Так что оно применимо лишь в качестве вспомогательного умения — как пираты использовали пистолеты во время абордажной схватки. С. Березнюк |