РУКОПАШНЫЙ БОЙ И САМООБОРОНА |
||||||||
|
||||||||
В
этом разделе сайта
размещена информация об истории и характерных
особенностях
некоторых видов единоборств, стилей и школ. Для системности выкладываемого материала информация взята из справочника А. Е. Тараса. Боевые и спортивные единоборства - Мн.: Харвест, 2002г. |
||||||||
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ УШУ Ряд стилей ушу объединяется под названием сянсинцюань — «подражательные стили». Официальная историография утверждает, что еще в древние времена были разработаны стили, основанные на подражании движениям животным. Однако тут происходит некоторая подмена понятий. Действительно, существовали стили, каким-то образом соотносимые с животными, птицами или насекомыми. Однако они заключались в уподоблении не форме, а духу. В традиционной китайской философии не существовало различий между понятиями «тождество» и «подобие». За основу принималось именно «подобие», т.е. бойцу совсем не обязательно было полностью походить на какое-нибудь животное. Достаточно было имитации нескольких его характерных признаков, например издать крик орла, почесаться как обезьяна или сформировать «лапу тигра». В этом случае считалось, что человек полностью идентичен животному, так как набрал определенное количество признаков требуемого объекта. Такой чисто китайский подход позволял имитировать даже несколько животных сразу, не добиваясь полного сходства с ними. Например, мастера стиля суньбинцюань («кулак полководца Сунь Биня») учили, что необходимо иметь «драконью поясницу, орлиный глаз, змеиные ноги, а в передвижениях походить на ласточку». В традиционных «подражательных» стилях считалось, что если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием ушу, то следует жертвовать формой ради сохранения прикладного содержания. Однако в современной гимнастике ушу проповедуется прямо противоположный подход: требуется как можно точнее имитировать форму движений животных, о прикладном же значении движений при этом думают меньше всего. Таким образом, под названием, скажем, «стиль богомола», может скрываться как традиционное боевое искусство, с высокой боевой репутацией, так и спортивная гимнастика ушу, с боевым искусством никак не связанная. Кроме теоретической связи с животными, птицами или насекомыми, «подражательные стили» более ничто между собой не объединяет. Попытаемся сделать обзор. Хоу-цюань (кулак обезьяны) впервые упоминается в документах XVI века. Однако конкретных описаний упомянутого стиля нет. В настоящее время информация о каких-либо мастерах стиля обезьяны отсутствует, все, что обычно показывают на соревнованиях и в кино — это спортивная гимнастика ушу, к боевым искусствам отношения не имеющая. Спортивный стиль обезьяны создал вполне конкретный человек - Сяо Инпэн. То же самое можно сказать про шэцюань (кулак змеи): есть различные легенды, но нет ни одного конкретного упоминания, ни одного известного мастера. Такая же ситуация и с цзуйцюань (кулак опьяневшего). Хэ-цюань (кулак журавля). В отличие от «обезьян, змей и пьяниц» хэцюань широко распространен, более того, существуют разные подстили этого стиля. Стиль журавля знаменит своей тщательно развитой теорией обращения с силой. Его канонический принцип звучит так: «видишь силу — породи силу, видишь силу — измени силу; видишь силу — откажись от силы». Он означает три последовательных этапа обучения. На первом этапе адепт школы учится при виде соперника собираться с силами и противопоставлять ему свое техническое умение и физическую подготовку («видишь силу — породи силу»). Затем ученику объясняют способы изменения силы противника, мягкого ухода от ударов, «снятия» ударов с тела посредством небольшого поворота корпуса. Противник должен выбиться из сил в тщетных попытках достичь своим ударом цели («видишь силу — измени силу»). Наконец, ученик постигает искусство использования силы противника, как бы заимствуя силу у него, обращая силу противника против него самого. Таким образом, можно победить противника, прилагая минимум усилий — «отказавшись от силы». Инчжао-цюань (кулак орлиных когтей). Основатель стиля Лю Шицзюнь в детстве изучал фаньцзыцюань (переворачивающийся кулак). Затем у монаха Фачена он изучил стиль юэши лянь-цюань (связки кулачного искусства, идущие от полководца Юэ Фэя). Потом у монаха Даоцзи Лю изучил шаолиньцюань (кулак монастыря Шаолинь) и мяньцюань (хлопковый кулак). Слава о его боевом мастерстве облетела окрестные уезды, и он был принят на императорскую службу в качестве наставника конной гвардии. Для преподавания в армии Лю на основе изученных стилей разработал «кулак орлиных когтей». Он ввел особое положение кисти руки — «когти орла», которое позволяло наносить «рвущие» удары. Этот боевой стиль существует и сегодня. Наряду с ним разработан спортивный вариант стиля, который весьма популярен на соревнованиях по гимнастике ушу. Танланцюань (кулак богомола) является самым распространенным из «подражательных» стилей. Согласно легенде, этот стиль создал Ван Лан после того, как увидел схватку двух насекомых — богомола и цикады. Известны свыше десятка различных вариантов стиля богомола на севере Китая, и три варианта стиля на юге Китая. На юге Китая, в провинции Фуцзянь, существуют и другие «подражательные» стили — хуцюань (кулак тигра), цзиньшицюань (кулак золотого льва), лунцюань (кулак дракона), гоуцюань (кулак собаки). Они практически неизвестны за пределами Китая. К «подражательным» стилям можно также отнести стили, основанные на уподоблении литературным персонажам, героям народного фольклора, историческим деятелям и т.д. Обычно это малоизвестные местные стили. Например, стиль шуйхуцюань (кулак «Речных заводей»), идеология которого основана на одноименном знаменитом средневековом романе; стиль суньбинь-цюань (кулак полководца Сунь Биня), последователи которой подражают даже хромающей походке легендарного полководца, и другие. С. Березнюк назад |