РУКОПАШНЫЙ БОЙ И САМООБОРОНА

Главная Статьи Техника Тренировка Контакты Правила

В этом разделе сайта размещена информация  об истории и характерных  особенностях некоторых видов единоборств, стилей и школ.
Для системности  выкладываемого материала информация  взята из справочника А. Е. Тараса. Боевые и спортивные единоборства - Мн.: Харвест, 2002г.

Наиболее известные стили «народного» ушу


1. Багуачжан (ладони восьми триграмм). Создатель неизвестен, рассекречен стиль был в XIX веке. Из-за своей сложности никогда не был особенно массовым, хотя периодически входил в моду. В бою последователи стиля стараются уйти с линии атаки и выйти за спину противнику, для ударов в основном применяют ладони. Существуют четыре крупных разновидности и ряд более мелких.

2. Байхэ-цюань (кулак белого журавля). Один из классических стилей провинции Фуцзянь. Разделяется на несколько подстилей. Знаменит своей теорией обращения с различными видами усилия. В бою требует от адепта в момент соприкосновения прочувствовать движение силы противника и использовать ее в своих интересах.

3. Бацзи-цюань (кулак восьми пределов). Один из классических стилей китайских мусульман. В стиле — восемь базовых приемов, используется специальный метод перемещения при котором выдвигающаяся вперед нога идет по земле «трущим» движением. Специально прорабатывается сила отдельных ударов.

4. Гоу-цюань (кулак собаки), другое название — шаолинь дишу гоуфа (шаолиньские методы боя собаки на земле). Один из стилей провинции Фуцзянь. Согласно легенде, был создан буддийскими монахинями. В старом Китае существовал жестокий обычай бинтования ног девочкам, приводивший к деформации стоп по мере роста, в результате чего взрослая женщина не могла устойчиво стоять на ногах. Боец этого стиля использует приемы трех уровней — верхнего, среднего и нижнего. Приемы верхнего уровня — это обычные приемы ушу. Приемы среднего уровня — это приемы в сидячем положении. Приемы нижнего уровня — приемы, проводимые из положения лежа на земле.

5. Дуань-цюань (короткий кулак), другие названия — дуаньда-цюань (кулак коротких ударов), мяньчжан дуаньда (непрерывно тянущиеся короткие удары), мяньчжан-цюань (непрерывно тянущийся кулак). Распространен в провинции Хэбэй. Как следует из названия, это стиль боя на короткой дистанции. Используются удары кулаками, ладонями, локтями, плечами, бедрами и предплечьями. Удары ногами наносятся не выше колена.

6. Люхэ-цюань (кулак шести соответствий). Один из методов ведения боя на дальней дистанции. Распространился в начале XX века благодаря деятельности мастера Тун Чжунъи. Близок к чжацюань и хуацюань.

7. Мицзун-цюань (стиль с засекреченным основателем), другие названия — мицзунъи (искусство с утерянным истоком), яньцинцюань (кулак Янь Цина). Стиль передавался в семье Хо Юаньцзя, основателя Ассоциации Цзинъу. После закрытия Ассоциации в 1948 г. широкое преподавание стиля прекратилось.

8. Мэйхуачжуан-цюань (кулак на столбах сливы мэ(ссуа). Стиль, широко распространенный в деревнях провинций Шаньдун, Хэбэй, Хэнань. а также в Пекине. В бою используют быстрые перемещения с резкой сменой дистанции, запутывая противника и неожиданно проводя приемы.

9. Саньхуан паочуй (пушечный удар трех императоров). Стиль распространен в окрестностях Пекина, в годы правления династии Цин этим стилем занимались охранники караванов. Комплексы стиля исполняются медленно, однако с резким и мощным выбросом силы во время исполнения каждого удара.

10. Синъи-цюань (кулак формы-мысли). Стиль создан в XVII веке, распространен в провинциях Шаньси, Хэнань и Хэбэй. В нем есть пять основных приемов и двенадцать более сложных, основанных на подражании движениям животным. Передвижения осуществляются в основном по прямой, используется специальный шаг с подтягиванием задней ноги, удар обычно наносится в момент постановки задней ноги на землю.

11. Сяцзя-цюань (рыцарский кулак). Стиль, распространенный на юге Китая. Движения стиля сильные и резкие, фирменным Приемом является удар тыльной стороной кулака с разворота.

12. Тайцзи-цюань (кулак Великого предела). Стиль создал в XVII веке отставной офицер Чэнь Вантин, долгое время он передавался внутри семьи Чэнь, в XIX веке вышел за пределы семьи и широко распространился. В настоящее время существует пять крупных направлений и ряд более мелких. В бою адепты стиля стремятся использовать силу противника против его самого. Широко используются толчки.

13. Танлан-цюань (кулак богомола). Ряд стилей, основанных на подражании движениям насекомого-богомола. В бою используют запутанные движения руками, одновременно используют руки и ноги. Бой ведется преимущественно на ближней дистанции, широко используются болевые приемы и опрокидывания.

14. Таньтуй (хлесткий удар ногой). Набор упражнений из десяти коротких комплексов, популярный среди китайских мусульман. Основной прием стиля — хлесткий удар тыльной стороной стопы снизу вверх в пах противника. Десять комплексов стиля приучают сочетать этот удар с различными действиями руками и перемещениями. Стиль очень популярен благодаря своей простоте и практичности в самообороне.

15. Таньтуй (нога монастыря Лунтаньсы). Название произносится также, как и у предыдущего стиля, но записывается другими иероглифами. Набор упражнений из 12 коротких комплексов. Согласно легенд, был разработан монахами монастыря Лунтаньсы в провинции Шаньдун. Широко распространился после того, как в начале XX был включен в программу обучения в Ассоциации Цзинъу в качестве начального курса. Основной прием — низкий удар ногой на уровне колена. Двенадцать комплексов стиля приучают сочетать этот удар с различными действиями руками и перемещениями.

16. Тунбэй-цюань (кулак сквозной подготовки), другие названия — тунбэй пигуацюань (кулак рубки и подвешивания сквозной подготовки), пигуацюань (кулак рубки и подвешивания). Стиль, широко распространенный на севере Китая. Движения носят атакующий характер, боец широко использует размашистые движения руками для сбива защиты противника и проведения немедленной атаки.

17. Тунбэй-цюань (кулак выбрасывания силы сквозь спину, или кулак выбрасывания силы сквозь руки). Название произносится также, как и у предыдущего стиля, но записывается другими иероглифами. В этом стиле обычно используют не кулаки, а раскрытую ладонь. Удары всегда применяют только в связках, обычно связка включает три удара.

18. Уцзу-цюань (кулак пяти предков), другое название — уцзу-хэянцюань (кулак пяти предков и учителя Хэ Яна). Стиль создал в XIX веке житель провинции Фуцзянь по имени Цай Юймин на основе пяти стилей провинции Фуцзянь и учебы у мастера Хэ Яна. В настоящее время распространен в Фуцзяни, а также в Сингапуре и на Филлипинах.

19. Фаньцзы-цюань (вращающийся кулак). Один из стилей ведения боя на короткой дистанции. Используются удары по всевозможным дугам, сам боец тоже постоянно поворачивается.

20. Фохань-цюань (кулак буддийского богатыря). Сталь относится к шаолиньскому направлению, распространен в деревнях провинций Хэбэй. Хэнаньи Шаньдун. Бой ведется на ближней дистанции, специально прорабатываются удары «когтями».

21. Хуа-цюань (кулак Хуа Цзуна). Один из классических методов ведения боя на дальней дистанции. В стиле требуют иметь «ноги младенца» (очень гибкие ноги, способные наносить удары на высоком уровне), «поясницу змеи» (гибкую поясницу, позволяющую корпусу совершать нырки и уходы) и «форму летящей ласточки» (то есть уметь легко прыгать и наносить удары в прыжках).

22. Хунцзя-цюань (кулак семьи Хун) — один из классических стилей провинции Гуандун. Использует низкие, устойчивые позиции. Знаменит своими ударами предплечьями, которые в этом стиле называют «мостами». Распространен в провинции Гуандун и во Вьетнаме.

23. Хуэй шиба чжоу (18 мусульманских локтей). Стиль передавался в секрете среди китайских мусульман. Считается одним из лучших стилей ведения боя на ближней дистанции. Основа стиля — 18 видов ударов локтями.

24. Цайлифо-цюань (кулак Цая, Ли и Будды). Стиль провинции Гуандун, создан Чэнь Хэном в XIX веке. Широко распространен в провинции Гуандун, на Тайване и в Австралии. Агрессивный атакующий стиль, активно использует хлесткие удары руками. Боец этого стиля стремится уйти с линии атаки и контратаковать противника сбоку.

25. Цицзя-цюань (кулак Ци Цзигуана). В XVI веке великий полководец Ци Цзигуан составил руководство по рукопашному бою для своей армии, отобрав 32 лучших приема из существовавших тогда стилей ушу. Этот набор приемов до сих пор передается из поколения в поколение в провинции Чжэцзян.

26. Чжа-цюань (кулак Чжамира). Согласно легенде, стиль происходит от мусульманина по имени Чжамир. До буржуазной революции 1911 г. преподавался в основном среди китайских мусульман. Считается классическим методом ведения боя на дальней дистанции. Характерной особенностью является ритмичность движений, при исполнении приемов подъемы центра тяжести чередуются с его понижениями, корпус то съеживается, то раздается. Особенностью боевой техники чжацюань является повышенное внимание к ударам ногами и большое количество бросков.

27. Чуоцэяо (втыкающиеся стопы). Один из классических стилей севера Китая. Основные приемы — удары ногами, направленные в большинстве своем против ног противника.

28. Шаолинь-цюань (кулак монастыря Шаолинь). Боевое искусство, происходящее из буддийского монастыря Суншань Шаолинь, расположенного в уезде Дэнфэн провинции Хэнань. Его основателями могут считаться жившие в XIII веке Цзюэюань, Бай Юнфэн и Ли Соу. Согласно еще одной легенде, в XIV веке настоятель Фуюй собрал в монастыре 18 крупных мастеров ушу, которые и завершили формирование шаолиньского боевого искусства.

Исторически сложилось так. что обычно в монастыре одновременно преподавали много разных мастеров, каждый преподавал по-своему, поэтому шаолиньцюань — это не единое боевое искусство, а целый комплекс единоборств с оружием и без него, общего между которыми — только место преподавания. Для шаолиньских стилей характерными считаются особое внимание к устойчивости и прочности позиций, большое количество общеукрепляющих упражнений и упражнений специально наработки, приемы простые, комплексы исполняются по прямой линии и не занимают много места.

29. Юнчумь-цюань (кулак Юнчунь) либо Винчун. Один из классических стилей провинции Фуцзянь, в настоящее время распространен также в Гуандуне, Гонконге, Вьетнаме, Малайзии, США, Канаде, Аргентине. Боец стиля старается как можно быстрее сократить дистанцию до противника и «взломать» его среднюю линию. Требуется развивать высокую чувствительность рук, чтобы находясь в контакте не глядя реагировать на малейшие движения противника.

30. Юэ шилянь-цюань (связки кулачного искусства, идущие от полководца Юэ Фэя), другие названия — бафаньшоу (восемь переворачивающихся рук), цзыму-цюань (кулак сына и матери). Легенда приписывает создание стиля знаменитому полководцу древности Юэ Фэю, однако реально стиль был разработан в годы правления маньчжурской династии Цин и преподавался в армии. Стиль состоит из небольшого количества простых приемов, пригодных для быстрого изучения и легких в применении.

А. Е. Тарас

назад

Hosted by uCoz