РУКОПАШНЫЙ БОЙ И САМООБОРОНА

Главная Статьи Техника Тренировка Контакты Правила

В этом разделе сайта размещена информация  об истории и характерных  особенностях некоторых видов единоборств, стилей и школ.
Для системности  выкладываемого материала информация  взята из справочника А. Е. Тараса. Боевые и спортивные единоборства - Мн.: Харвест, 2002г.

КАРАТЭ В ЯПОНИИ


Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 г. поездку по Японии. Несмотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров японских единоборств, включая Са-кудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сайго Сиро. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности. В те годы японцы быстрыми темпами осваивали технические и культурные достижения европейской цивилизации, в связи с чем отечественные боевые искусства очень многим казались ненужным хламом...

Вторую попытку предпринял окинавский врач Титосэ Цуёси (1889—1984) в 1915 году. Титосэ был учеником Кяна Тётоку, а в 1946 г. он основал свой собственный стиль Тито-рю. Но в годы Первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной.

Третья попытка связана с именем Фунакоси Гитина, выступившего в 1917 г. с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутокукай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото. Известно, что собравшиеся там мастера оценили его как «танцора», ибо ката каратэ в исполнении Фунакоси не произвели на них ни малейшего впечатления.

Подлинное распространение каратэ в Японии началось только в 1921 г., когда в Осака прибыл окинавский мастер Мотобу Тёки. Как утверждает «отец европейского каратэ» Анри Пле, без него (Мотобу) каратэ никогда не получило бы признания в Японии, где наставники боевых искусств относились к окинавскому «тотэ» с глубоким пренебрежением. Учитель Фунакоси, который не являлся бойцом, полностью провалился со своей миссией в 1917 году. Заключение японских экспертов было тогда единодушным: «каратэ, или окинава-тэ не боевое искусство (дзюцу), а разновидность фольклорного танца».

Деятельность Мотобу Тёки

Мастер Мотобу Тёки (1871 — 1944) стал первым окинавцем, доказавшим японцам в многочисленных поединках с мастерами дзю-дзюцу, что «тэ» Окинавы может спорить с ними на равных. Пресса рассказала об его подвигах всей стране, благодаря чему у него появилось много учеников и подражателей.

Наделенный большой физической силой и очень агрессивный, Мотобу являлся одним из самых известных бойцов Окинавы. Его стиль отличался естественными позициями, высокими стойками, вольной интерпретацией понятия «хикитэ» и стремлением драться на ближней дистанции. Он также подчеркивал важность защиты и атаки центральной линии тела. Жесткие яростные атаки сочетались у Мотобу с мягкими отводящими блоками и грациозными перемещениями. Впрочем, блоки иногда были такими, что ломали руки противникам. А за свои непредсказуемые движения Теки получил прозвище «обезьяна».

Что касается практики «кумитэ», то стиль Мотобу Тёки был жестко контактным и ставил своей целью нокаут. Отсюда его прозвище «тэйдзикун» (в приблизительном переводе с окинавского «убивающий кулак»). Одним из любимых приемов Мотобу был «кэйкокэн-ути», посредством которого он ломал любую макивару.

Приехав в Осака и 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, тогда как Фунакоси в совершенстве говорил, читал и писал по-японски. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу для того, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года в Бутокукай. Поэтому Кано Дзигоро был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси. К 1925 г. репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему было в это время уже 54 года! В 1926 г. была издана его книга «Окинава-кэмпо-каратэ-дзюцу». В 1927 г. он переехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего адепты стиля Сётокан-рю потом всеми силами замачивали.

Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в традиционном духе — как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо. Короче, он считал Фунакоси ренегатом, стыдящимся собственного происхождения, родного языка и традиций своего народа!

Когда Мотобу в 1936 г. вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы термина «каратэ» с тех, что означали «рука континента» на другие — «пустая рука», и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного кэмпо-дзюцу Окинавы.

Как в Японии, так и на Окинаве, Мотобу имел массу учеников. Самые известные: Канэсима Синэй (прославленный мастер Исиминэ-рю); Канэсима Синсукэ (создатель Тодзан-рю); Кониси Ясухиро (создатель Синдо-Сидзэн-рю); Мацуяма Синсукэ (создатель Кэмпокан-рю); Митосэ Масаёси, или Джеймс (создатель Косё-Сёрэй-рю кэмпо-каратэ); Нагаминэ Сёсин (создатель Мацубаяси-рю); Накамура Сигэру (создатель Окинава-кэмпо-каратэ); Симабуку Тацуо (создатель Иссин-рю); Роберт Трайэс (один из первых пропагандистов каратэ в США), Уэсима Сансукэ (один из создателей Кусин-рю) и многие другие, не основавшие собственных школ...

Среди них самыми верными последователями Мотобу явились Накамура Сигэру и Мацуяма Синсукэ. Кроме того, жизнь и взгляды на боевые искусства мастера Тёки послужили источником вдохновения для Оямы Масутацу, создателя стиля Кёкусин-рю.

Деятельность Фунакоси Гитина

Мастер Фунакоси (1869—1957) в 15 лет начал изучать стиль Сюри-тэ. Его учителем сначала был сын Азато Анко, а потом сам патриарх. Спустя 6 лет (в 1890 голу) он поступил в обучение к Итосу Ясуцунэ.

С 19 лет Фунакоси работал учителем начальной школы. Кроме оклнавского и японского языков он хорошо владел еще и китайским. Это был воспитанный, утонченный, вежливый человек, увлекавшийся поэзией (его литературный псевдоним «Сёто» означал «Сосны и волны»), философией и каллиграфией.

Приехав в Японию в 1922 году, чтобы помогать Мотобу Тёки, Фунакоси остался здесь навсегда. Свои усилия он направил на создание клубов каратэ в университетах. Однако он сам, а также то искусство, которое он пропагандировал, пользовались значительно меньшей популярностью по сравнению с «Мотобу-кэмпо». Его время пришло после возвращения соперника на Окинаву в 1936 году.

В том же году Фунакоси создал свою собственную организацию (Сётокай), открыл собственное додзё (Сётокан), издал свою книгу «Каратэ-до кёхан», в которой изменил название окинавского боевого искусства. Вместо иероглифа «китайский» (кара) он употребил иероглиф «пустой» (читающийся тоже «кара») и добавил слово «до» (путь). Так вместо «танской», «китайской» или «окинавской руки» появился «путь пустой руки». Одновременно Фунакоси объявил о создании стиля Сётокан-рю (Школа клуба «Сосны и Волны»).

В 1949 г. ассоциация Сётокай была преобразована в общенациональную организацию — Японскую ассоциацию каратэ (JKA). Ее почетным президентом стал 80-летний Фунакоси, а исполнительным директором Обата Исао (в 1955 г. их сменили Накаяма Масатоси и Нисияма Хидэтака). Своей целью руководители ассоциации, где одну из первых ролей играл сын Фунакоси Гитина по имени Ёситака, поставили создание «нового» каратэ.

Им требовалось «свое» каратэ, основанное на новых традициях, новой технике, новых методах тренинга. Старые ката были изменены. Но самое главное изобретение сделали «лучшие умы» Японской ассоциации каратэ — это такие поединки, в которых запрещен реальный удар. Отныне его надо было лишь «обозначать», но ни в коем случае не доводить дело до жесткого контакта. Было с умным видом заявлено, что умение вести поединок по таким правилам является свидетельством высшего мастерства — мастерства самоконтроля!

На самом же деле, независимо оттого, какими намерениями вдохновлялись авторы данного новшества (стремились они к обузданию человеческой агрессивности), «их» каратэ очень быстро выродилось в военизированную гимнастику. Впрочем, каратэ Фунакоси было ею с самого начала, достаточно вспомнить ту оценку, которую дали ему эксперты Бутокукай в 1917 году — «танцор»!

Ояма Масутацу выразился по этому поводу не менее резко: «Фунакоси не был способен научить ничему, кроме гимнастики». Мнение Оямы особенно значимо потому, что он 2 года (в 1938—40 гг.) тренировался под руководством Фунакоси Гитина и Ёситака. В 1957 году, спустя несколько месяцев после смерти Фунакоси Гитина, JKA организовала первый чемпионат по своим странным правилам, победителем которого стал Канадзава Хирокадзу. В этом чемпионате участвовали только члены JKA, в основном из Токио и его окрестностей.

Стоит отметить, что десятью годами раньше был проведен первый Всеяпонский чемпионат каратэ, открытый для представителей всех стилей и школ. Победа там присуждалась за нокаут или явное превосходство над противником, а не за умение лучше соперника останавливать свою руку либо ногу в нескольких миллиметрах от цели. Чемпионом стал тогда Ояма Масутацу, боец, которым вполне мог бы гордиться Мотобу Тёки!

Деятельность других окинавских наставников

Мастер Уэти Камбун (1877-1948) с 1921 по 1946 гг. жил в городке Вакаяма, неподалеку от Осака. Там он в 1923 г. открыл свое додзё, где преподавал стиль кэмпо, позже получивший название Уэти-рю.

Мастер Мабуни Кэнва (1889—1952) в 1929 г. переехал на постоянное жительство в Осака. В 1934 г. он открыл там свое додзё «Ёсюкан» и зарегистрировал в Бутокукай созданный им стиль Каратэ Сито-рю.

Мастер Титосэ Готёку (1898—1984) постоянно жил в Японии с 1922 г. Долгое время он сотрудничал с Фунакоси. Но в 1946 г. Титосэ открыл свое собственное додзё «Ёсэйкан» на юге острова Кюсю и создал оригинальный стиль каратэ Тито-рю.

Мастер Мияги Тодзюн (1888—1953), основатель стиля Годзю-рю, до конца своих дней жил на Окинаве, периодически выезжая оттуда в Японию, Китай и США. Пропагандистом его стиля в Японии стал Ямагути Гогэн (1909—1989). Он учредил японскую ассоциацию каратэ Годзю-рю в 1947 году.

Таким образом, каратэ в Японии распространяли в первую очередь окинавские мастера-наставники. Среди японцев наибольший вклад в это дело внесли Оцука Хиронори (создатель стиля Вадо-рю) и Ямагути Гогэн (пропагандист стиля Годзю-рю). Кроме того, весьма заметную роль сыграл этнический кореец с японским именем Ояма Масутацу.

А. Е. Тарас

назад

Hosted by uCoz